Россия, 620135, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, дом 62, тел./факс:
(343) 331-33-14, +7 92210 04674, mail: 002_@mail.ru |
© 2008, ООО "Лазер-Косметика", Web-мастер
- М.Б.В, mail:old-familiar@yandex.ru |
О государственной регистрации изделий медицинского назначения, медицинской техники и средств реабилитации инвалидов.
- В.К.Бармин, заместитель начальника Управления регистрации лекарственных средств и медицинской техники Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Определение медицинским изделиям дано в государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51609-2000 от 01.07.2001 года «Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования».
Медицинские изделия – приборы, аппараты, инструменты, устройства, комплекты, комплексы, системы с программными средствами, оборудование, приспособления, перевязочные и шовные сре
дства, стоматологические материалы, наборы реагентов, контрольные и стандартные образцы, изделия из полимерных,
резиновых и иных материалов, которые применяют в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой и которые предназначены для:
- профилактики, диагностики, лечения заболе
ваний, реабилитации, проведения медицинских процедур, исследований медицинского характера, замены или модификации частей тканей, органов и организма человека, восстановления или компенсации нарушенных или утраченных физиологических функций, контроля над зачатием;
- воздействие на организм человека таким образом, что их функциональное назначение не реализуется путем химического, фармакологического, иммунологического или метаболического взаимодействия с организмом человека.
- Принадлежности к медицинским изделиям - предметы, самостоятельно не являющиеся МИ и по целевому назначению применяемые совместно с МИ либо в их составе для того, чтобы МИ могло быть использовано в соответствии с целевым назначением.
В соответствии с современной международной практикой медицинское изделие может быть введено в обращение, т.е. получить допуск на внутренний рынок государства, только после проведения предписанной для данного медицинского изделия процедуры оценки его соответствия техническим медицинским требованиям безопасности и эффективности, установленным в системе здравоохранения государства для этого вида продукции.
Как известно, стандартами установлена классификация медицинских изделий в зависимости от потенциального риска применения. Соответственно, процедуры оценки и подтверждения соответствия медицинского изделия предусматривают в зависимости от класса потенциального риска его применения, как контроль продукции, так и контроль производства.
При принятии решения о государственной регистрации Федеральной службой учитываются результаты контроля качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, проводимого Федеральной службой во взаимодействии с ФГУ «Научным центром экспертизы средств медицинского применения» и нового структурного подразделения Научно-экспертного совета по медицинским изделиям, созданного на базе Всероссийского научно-исследовательского и испытательного института медицинской техники.
Регистрация медицинских изделий предусматривает проведение следующих работ:
а) предоставление Заявителем документов в соответствии с установленным перечнем в Федеральную службу;
Ключевыми документами, представляемыми зарубежной компанией-производителем медицинских изделий являются:
- свидетельство о регистрации компании-изготовителя, как юридического лица в стране;
- сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям национальных или международных нормативных документов;
- документы, подтверждающие соответствие медицинского изделия требованиям нормативных документов.
Это могут быть (в зависимости от страны и вида медицинского изделия):
- сертификат соответствия, выданный уполномоченной организацией (например – страны ЕЭС),
- документ о регистрации медицинского изделия в государственном органе по контролю за медицинскими изделиями (например – США, Китай, Россия)
- декларация соответствия от самого производителя.
- доверенность, выданная на российскую фирму – в том случае, если регистрацией продукции занимается российская сторона.
Указанные документы должны пройти процедуру оформления в соответствии с требованиями международного права:
- если страна происхождения документов подписала Гаагскую Конвенцию от 5 октября 1961 года, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов, то вышеперечисленные документы должны иметь апостиль:
- если страна происхождения документов не подписала указанную Конвенцию, то документы должны пройти процедуру легализации в российском консульстве;
- если страна происхождения документов имеет двустороннее соглашение с Россией о правовой помощи, то документы заверяются нотариально;
Остальные документы – заявление на регистрацию, письмо о намерениях от производителя медицинского изделия, справка о медицинском изделии, рекламные и иллюстративные материалы не требуют специального оформления и могут заполняться как зарубежной фирмой-производителем медицинского изделия, так и российским партнером, проводящим регистрацию.
б) экспертиза представленных документов, проводимая Федеральной службой во взаимодействии с ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», Научно-экспертным советом медицинских изделий и иными научными центрами, экспертными комиссиями и экспертами, уполномоченными Федеральной службой;
в) принятие решения о возможности регистрации заявленных медицинских изделий;
Федеральная служба (Управление) по результатам экспертизы представленных документов и материалов в 30-тидневный срок принимает решение о начале процедуры регистрации заявленного изделия и определяет перечень учреждений и организаций для проведения исследований и испытаний медицинского изделия.
г) организация и проведение технических испытаний медицинских изделий;
Токсикологические исследования и технические испытания проводятся российскими научными учреждениями, испытательными лабораториями и центрами, уполномоченными и определяемыми Федеральной службой.
д) в необходимых случаях организация и проведение:
– испытаний медицинских изделий для целей утверждения типа средств измерений медицинского назначения;
– токсикологических исследований, санитарно-гигиенической оценки медицинских изделий;
– медико-биологических исследований;
– медицинских исследований и испытаний медицинских изделий;
Продолжительность медицинских испытаний, а также, в отдельных случаях, других видов исследований и испытаний, связанных с увеличением объема, привлечением дополнительных организаций и использованием особо сложных методик, устанавливается во взаимодействии с Научно-экспертным советом по медицинским изделиям и в зависимости от потенциального класса риска применения медицинского изделия.
Медицинские испытания проводятся уполномоченными Федеральной службой учреждениями здравоохранения после завершения и при положительных результатах технических и иных необходимых испытаний, исследований и оценок.
Испытания для целей утверждения типа средств измерений медицинского назначения и санитарно-гигиеническая оценка медицинских изделий осуществляются по согласованию с Федеральной службой в порядке, установленном действующими нормативными правовыми актами.
Направление на проведение испытаний с указанием конкретных видов и мест проведения испытаний медицинских изделий Заявителю выдает Федеральная служба (Управление).
Конкретные условия и сроки проведения испытаний, исследований, оценок образцов медицинских изделий согласуются Заявителем с проводящими эти работы учреждениями, лабораториями и центрами.
ж) принятие решения о государственной регистрации медицинских изделий, при положительных результатах экспертизы, оформление и выдача регистрационных удостоверений;
Отчеты, заключения, акты, протоколы проведенных исследований, испытаний, оценок и экспертиз в двух экземплярах (оригинал и копия) с указанием точной спецификации комплектности регистрируемых медицинских изделий после завершения всех предусмотренных испытаний представляются Заявителем в Федеральную службу (Управление).
В течение 30 дней после получения вышеуказанных документов, Федеральная служба во взаимодействии с ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения», Научно-экспертным советом медицинских изделий и иными научными центрами, экспертными комиссиями и экспертами, уполномоченными Федеральной службой принимает и оформляет решение о регистрации медицинского изделия.
з) внесение зарегистрированных медицинских изделий в реестр медицинских изделий (далее – Реестр).
После принятия решения о регистрации медицинского изделия Федеральной службой (Управление) оформляется регистрационное удостоверение. Регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия. Зарегистрированные медицинские изделия вносятся в Реестр.
В случае выявления отклонений от требований, обеспечивающих безопасность, качество, эффективность медицинского изделия, несоответствий в маркировке или в инструкции по применению медицинского изделия и т.п. Федеральная служба приостанавливает действие регистрационного удостоверения или аннулирует регистрационное удостоверение на соответствующее медицинское изделие с исключением его из Реестра.
После окончания срока государственной регистрации ввоз медицинских изделий на территорию Российской Федерации и реализация медицинских изделий в Российской Федерации возможны только при условии их перерегистрации Федеральной службой. Перерегистрация медицинского изделия производится Федеральной службой в следующих случаях:
• истечение срока действия регистрационного удостоверения;
• изменение наименования изготовителя;
• производство зарегистрированного медицинского изделия иным изготовителем;
• изменение наименования медицинского изделия;
• модернизация медицинского изделия;
Заявитель и изготовитель должны поставить в известность Федеральную службу обо всех изменениях, которые требуют перерегистрации. При решении Федеральной службой вопроса о возможности перерегистрации медицинских изделий, принимаются во внимание данные государственного надзора за результатами их использования в медицинской практике на территории Российской Федерации и за рубежом.
Стоимость регистрации медицинского изделия в Российской Федерации включает:
– оформление документов в стране происхождения медицинского изделия и их нотариально заверенный перевод на русский язык
– оплата экспертизы заявочного пакета документов и результатов экспертизы в ФГУ «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» и Научно-экспертном совете по медицинским изделиям
– оплата технических, токсикологических, медицинских испытаний;
– государственная пошлина за регистрацию впервые ввозимого медицинского изделия зарубежного производства в Россию.